Руководство фонда

Профессиональная состоятельность, безупречная репутация, мудрость, компетентность и ответственность этих людей служит выполнению задач, взятых на себя нашим Фондом.

Наши партнеры

У нас общие ценности, у нас общие цели. Мы взаимодействуем, сотрудничаем, мы объединяем наши усилия, и результаты их приумножаются Мы дорожим нашими партнерами.
Главная \ Наши проекты \ Главы субъектов Федерации: назначение или выборы. Российский и мировой опыт.

Наши проекты

« Назад

Главы субъектов Федерации: назначение или выборы. Российский и мировой опыт.   29.05.2013 23:08

27 мая на площадке Торгово-промышленной палаты РФ состоялась международная конференция Ассоциации по защите избирательных прав граждан «Гражданский контроль». При содействии РОО «За демократию и права народов», а так же при непосредственном участии членов Общественной палаты РФ Георгия Федорова и Максима Григорьева, члены ассоциации попытались разобраться в таком актуальном на сегодняшний день вопросе, как изменение порядка назначения губернаторов.

Тема конференции была выбрана неслучайно. За последние два года российские власти пытались дважды изменить порядок назначения глав субъектов федерации, остановившись, в конечном счете, на установлении смешанной системы, при которой конкретный порядок избрания или назначения кандидата на пост губернатора будет выбирать сам субъект.

8 сентября 2013 года в России состоится единый день голосования и во многих субъектах пройдут выборы губернаторов по новой системе. Этот факт придал дополнительную остроту прошедшей конференции, а так же позволил привлечь внимание прессы и большого числа экспертов из различных общественных организаций и экспертов международников, приглашенных РОО «За демократию и права народов».

В ходе встречи участникам удалось обсудить широкий спектр вопросов. В частности была весьма подробно рассмотрена российская специфика правого положения глав субъектов федерации, сравнив его с опытом других стран. В результате оживленной дискуссии был сделан вывод о несовершенстве подходов к данному вопросу в законодательствах большинства стран мира и о необходимости обсуждения и принятия четких процедур в международном праве.

Весьма подробно данную тему осветил в своем выступлении директор Российского общественного института избирательного права Игорь Борисов. Эксперт привел сравнительные показатели по подходам к назначению глав субъектов в различных странах, отметив значительные расхождения во мнениях даже в государствах «строй демократии».

Схожая позиция прозвучала и в выступлении члена Общественной палаты РФ Максима Григорьева, по мнению которого выработка и принятие общих критериев подхода к порядку к выбору назначения глав субъектов федерации является первоочередной задачей. При этом, по словам, общественника речь идет не только о российской специфике, но и о мировом опыте, о международной правой системе, в которой так же отсутствует четкость в подходе к данному насущному вопросу.

Отдельного внимания был удостоен вопрос о том, какие факторы влияют на выбор конкретной формы наделения полномочиями глав субъектов федерации, и как именно прямые выборы влияют на политический статус главы субъекта федерации. Обсуждая этот вопрос, участники дискуссии отстаивали зачастую диаметрально противоположные точки зрения. Так, известный политик, а ныне координатор корпуса наблюдателей «За чистые выборы» Борис Надеждин попытался доказать необходимость прямых выборов глав субъектов федерации, так как этот принцип четко определен Российской конституцией. Введение же смешанной системы порядка назначения глав субъектов федерации, по мнению Надеждина, нарушает основополагающие принципы основного закона.

Противоположную точку зрения отразил в своем выступлении главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Аджар Куртов, отметивший, что прямые выборы далеко не всегда оказывают положительное воздействие на развитие политической системы. По мнению журналиста, прежде чем применять технологию прямых выборов без риска нанести ущерб общественному устройству, необходимо завершить формирование цивилизованной партийной системы, а так же довести до совершенства судебную реформу. Только в этом случае, считает Куртов, прямые выборы не будут иметь возможных негативных последствий в виде политических кризисов, как это было в свое время на Украине или в Грузии.

Немного иную позицию, отличную от других выступающих, занял известный журналист, главный редактор Информационного Агентства «REX»Модест Колеров, по мнению которого конкретная форма и порядок назначения глав субъектов федерации не имеет принципиального значения. Принципиальным, по мнению журналиста, является равенство подхода к обеспечению прав граждан независимо от места проживания. При этом Колеров так же отметил несоответствие современного подхода к порядку назначения глав субъектов федерации положениям Российской Конституции.

Наиболее критическая позиция была представлена в выступлении эксперта ассоциации по защите избирательных прав «ГОЛОС» Андрея Бузина. По мнению, эксперта принятый на сегодняшний день порядок назначения глав субъектов федерации соответствует общей негативной тенденции развития российской избирательной системе. По словам Бузина, избирательное законодательство в России, достигнув пика своего развития к 1997 году, с 2004 года неуклонно деградирует в угоду принципу централизации власти, которая, как считает эксперт, может привести к разрушению федеративного устройства России в ближайшее десятилетие.

Несогласными с мнением Андрея Бузина оказались международные эксперты, так же принявшие участие в пресс-конференции. Так, лидер антифашистского движения, известный политик и публицист Йохан Бехман посетовав на несовершенство финской системы формирования законодательной власти, упрекнул позицию ряда российских и международных экспертов, критикующих избирательную систему в России.

Завершая конференцию, выступавший в качестве модератора, член Общественной палаты, президент Центра социальных и политических исследований «Аспект» Георгий Фёдоров заметил, что главным принципом в решении данного вопроса является единство подхода. «Я против того, чтобы как-то разрывать наше законодательство. Либо прямые выборы для всех, либо назначения, чтобы не было неравного подхода к разным территориям», - заметил Фёдоров.